Педагогическая терапия

Неуспеваемость: устранение

Педагогическая терапия направлена на реализацию мер по устранению отставаний в учебе.  К ним относятся либо  дополнительные занятия, либо  группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специально подготовленные учителя.

Занятия в выравнивающих группах должны проходить после уроков в школе. Их целью является ликвидация выявленного у отдельных учеников отставания в учебе. В этих группах дети должны работать самостоятельно под руководством учителя. Выбор упражнений для каждого ученика должен быть продуман таким образом, чтобы ученик смог устранить пробелы и впоследствии активно участвовать в работе класса.

 Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

 На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигается психолого-педагогическое воздействие воспитательного и развивающего характера. Целью работы с неуспевающими учащимися считается как ликвидация пробелов в знаниях, так и развитие познавательной активности учащихся.  Устранив неуспеваемость, ученик  в дальнейшем должен иметь положительную успеваемость и не отставать от программы.

 Воспитательное воздействие должно распространяться  на всех учащихся. Меры педагогического воздействия  служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. К таким мерам относится улучшение контроля, рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, стимулированию учебной деятельности и развитию интересов учащихся.

Виды помощи неуспевающему ученику

основные принципы помощи детям, которые имеют трудности в обучении.

 «Первый принцип – любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.

Второй принцип – для успешногорешения коррекции учебных трудностей необходимо учитывать, как внешние, так и внутренние факторы.

Третий принцип – помощь детям со школьными проблемами -  это помощь, при которой корректируются не трудности обучения, а причины, вызывающие их.

Четвертый принцип – системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая такие меры как оптимизация процесса обучения, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе.

Пятый принцип – организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей».

В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи неуспевающему учащемуся, которая включает в себя:

– наблюдение и анализ возникающих проблем, определение причин школьных трудностей;

– консультации специалистов;

– четкое определение целей и конкретных задач помощи;

– составление индивидуального плана организации работы комплексной помощи с учетом индивидуальных особенностей работоспособности и состояния здоровья;

– составление индивидуального плана обучения для детей с прогнозом школьных трудностей;

– постепенность   освоения учебного материала;

– индивидуальный темп обучения - переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего;

– регулярное повторение пройденного материала.

Ведущие педагоги и психологи делят виды помощи неуспевающим учащимся на несколько групп.

1. Помощь  должна быть направлена на изменение  особенностей мыслительной деятельности, которые мешают учащимся  усваивать знания и  формирование продуктивного мышления.

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально-пассивных школьников необходимо формирование интеллектуальных умений и мыслительных навыков.         Мыслительный процесс состоит из ряда операций, которые   чаще всего из них не осознаются  учащимися. Поэтому, для того чтобы каждый учащийся активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально обучить их применению. Без овладения навыками мышления, знание учебных действий и правил их выполнения оказывается бесполезным, поскольку ученик не в состоянии их применить.

Важным элементом формирования мыслительной деятельности является прием.Рассмотрим классификацию приемов мыслительной деятельности (Л.М.  Фридман):

- сравнение - сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства и различия между ними;

- анализ - мысленное расчленение предметов на части;

- синтез - мысленное соединение отдельных элементов или частей в единое целое. В реальном мыслительном процессе анализ и синтез всегда выполняются совместно.

- абстракция - мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков объекта при одновременном отвлечении от других их свойств и признаков. В результате абстракции выделенное свойство или признак сами становятся предметом мышления.

В работе с постоянно неуспевающими учащимися можно заметить, что недостатки мыслительной деятельности у них могут быть разными, а потому и методика работы с такими детьми должна быть разной.

Каждому неуспевающему учащемуся нужна специальная система индивидуального обучения, выработанная на основе анализа особенностей его мыслительной деятельности.

Для активной мыслительной деятельности весьма полезны различные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями.

Решение задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает учащихся правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся служатвопросы педагога. Они являются одним из самых распространенных приемов активизации мыслительной деятельности обучающихся. Путем задавания вопросов можно организовать активную познавательную и поисковую деятельность учащихся.

Учитель, в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, может использовать две основные группы вопросов:

- вопросы, направленные на восстановление и воспроизведение ранее усвоенных знаний,

- проблемные вопросы, направленные на поиск новых знаний.

При применении вопросов в сочетании обеих групп достигается их максимальная эффективность.

2. Помощь ученику на уроке.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных учителем для помощи неуспевающему ученику.  Решаются эти задачи средствами, которые  могут помочь ученику преодолеть неуспеваемость и привести к ожидаемому положительному результату.  Урок обладает большими возможностями влиять на  успеваемость учащихся, так как  он носит обучающий и воспитывающий характер. Для этого учитель должен при формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно-развивающий аспект, учитывать   и планировать работу по развитию надпредметных способов деятельности, развитию мыслительных процессов учащихся.   Очень важный вид помощи ученику - это рациональное распределение учебного материала. Необходимо планировать сначала трудный материал, затем легкий. Для профилактики неуспеваемости   учитель должен применять частую смену видов деятельности на уроке, неоднократно проговаривать и закреплять материал урока, учить работать по алгоритму.

Как вид помощи учащемуся на уроке можно рассматривать и дифференцированный подход в обучении, который может быть осуществлен на любом из этапов урока. Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов, которые, несомненно, облегчают учебную деятельность слабых учеников. Это могут быть специальные обучающие  таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля. Можно предлагать учащимся карточки-задания, определяющие условие предлагаемого задания, карточки с текстами, разъяснениями, чертежами, карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения, карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.

Помощь неуспевающим учащимся оказывается и  в ходе изучения нового материала. Для этого учитель должен:        

- поддерживать интерес слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;

-давать посильные задания при подготовке и раздаче наглядных пособий, приборов, дополнительной литературы, карточек.

При выполнении самостоятельной работы на уроке       неуспевающим учащимся нужно предлагать разбивку заданий на дозы, этапы, выделять в работе простые задания, делать ссылку на аналогичное задание, выполненное ранее. Для таких учеников необходимо напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению необходимы для успешной работы.

3. Помощь учащимся со слабой нервной системой.

Установлено, что большинство неуспевающих учащихся имеют слабый тип нервной системы. Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека. Зная тип нервной системы неуспевающих учеников  и их  индивидуальные черты, педагог может по отношению к ним применять специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность. При работе с учащимися со слабой нервной системой необходимо соблюдать следующие правила:

-          нельзя ставить неуспевающего ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

-          чередовать ответ вустной и в письменной форме;

-          нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, необходимо   разбить его на отдельные информационные блоки и давать их постепенно, по мере усвоения.

-          формировать у учащегося уверенность в своих силах, в своих знаниях, и эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях на контрольных работах или экзаменах.

4. Сформировать мотивацию учения значит помочь преодолеть неуспеваемость.

Для успешности обучения необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед школьниками, были не только понятны, но и внутренне ими приняты. Тогда возникает мотив. Хотя у многих педагогов и психологов понятие «мотив» трактуется по-разному.

В качестве мотива назывались самые различные явления:

-        намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Божович);

-        желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (Рудик);

-        мотив – это побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (Мерлин).

Большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив- это либо побуждение, либо цель, либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

В последние годы разработаны педагогические приемы развития учебной мотивации с целью профилактики неуспеваемости. Это приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала. Необходим  показ новизны содержания, обновление уже усвоенных знаний, их углубление. Важно   раскрывать практическую и  научную значимость знаний  и способов действий.

Актуальны  приемы, основанные на общении и взаимодействии педагога и учащихся   и приемы, учитывающие отношения  внутри школьного коллектива.

 Необходимо помнить, что формирование учебной мотивации замедляют эмоциональная бедность учебного материала и повторяемость одних и тех же приемов.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями  на неудачу, настойчивостью и установками ученика.