Смотр-конкурс видеофильмов

Смотр-конкурс видеофильмов «Война в памяти поколений»

Автор -Татьяна Бартошик

Конкурс газет«Дорогами войны»

ДОРОГАМИ ВОЙНЫ

 

Сегодня  поезд из прошлого промчится по маршруту “Дорогами войны”. Пассажирами стали фронтовики, партизаны,  дети военной поры. На остановках они выйдут к нам и расскажут о  своих трудных военных дорогах.

Дороги войны…  Они помнят всё.  Кровь и  пот солдат, которые прошли по ним, отступая  и наступая. Горе и  слёзы  детей, оставшихся  без родителей, без дома, без тепла. Сколько мам просмотрели все глаза, глядя на дорогу в ожидании сына, ушедшего на войну. И спустя десятилетия дороги не забыли  этот материнский взгляд.

Как горько, что не все смогли вернуться дорогой Победы! Вечная память Вам, кто ушёл дорогой в вечность! 

Каким и счастливыми стали дороги для наших героев: по ним они возвратились на Родину. Слава Вам, выжившим и победившим!

Редактор Дарья Остапенко

НА ФРОНТЕ

 

Дробыш Павел Дамянікавіч

 “Ішоў студзень 1945 года. 12 студзеня наша армія перайшла ў наступленне на велізарным фронце ад Балтыйскага мора да Карпат.Тут якраз праходзіў 1-ы Беларускі фронт.Каб захапіць плацдарм,трэба было фарсіраваць рэчку Одэр.

Участак фарсіравання быў шырынёй 1 кіламетр і даўжынёй 18 кіламетраў.Мясцовасць была адкрытай і вельмі 

зручнаю для фашыстаў,каб сачыць за дзеяннямі нашай арміі.Да берага дабіраліся на танках.І тут пачалося самае галоўнае. На рызінавых лодках мы даплылі да сярэдзіны ракі. Навокал рваліся снарады,брызгі вады перашкаджалі глядзець уперад.Паблізу рвануў снарад,ды так,што ажно дух заняло.Вада на вялікую вышыню паднялася ўгару,а затым пачала апускацца,абліваючы з ног да галавы.Наступны снарад разарваўся так блізка,што пашкодзіў нашу лодку,і ўсё наша аддзяленне,у складзе 10 чалавек,апынулася ў вадзе. Гэта адбылося так імгненна,што ніхто з нас не паспеў апамятацца, як трэба было ратаваць раненага таварыша і ратавацца самім .Дабраліся мы да берага ўплаў,занялі абарону і пачалі чакаць астатні. Мы былі ў ліку першых,хто фарсіраваў раку. Пасля фарсіравання Одэра мы захапілі рад плацдармаў на яго заходнім беразе. У пачатку лютага была завершана грандыёзная Вісла-Одэрская аперацыя”.

Записала Соловей Дарья, ученица 9 класса

Учитель-фронтовик Булат Иосиф Адасьевич

Родился в 1925 году, до войны жил в деревне Прощицы. Призвался в Красную Армию в 1944 году. Отправили  в Орлик (так назывался лес в Краснослободском районе).

        Пробыли там  6 дней, а после отправили пешком: старших  - на фронт, младших – на оборону города Слуцка. Затем со Слуцка отправили на Бобруйск, а с Бобруйска – в Жлобин  в лес Красный Берег. Там находился запасной полк. Спустя три месяца погрузили в товарные вагоны и перевезли в Брест. Под Брестом обмундировали и отправили на фронт, под Варшаву. Но к Варшаве сразу не повезли. Сначалаоставили на оборону этого города. Стояли там до 12 января 1945 года. После 12 января была проведена артподготовка. Нас послали на взятие Варшавы. После взятия Варшавы отправили к Балтийскому морю.

После освобождения прибалтийских городов перекинули на форсирование реки Одер. При форсировании реки стоял ужасный шум. 2 часа била беспрерывно артиллерия. Были переброшены понтонные мосты и сразу же началась переправка людей, орудий и танков через реку. Главной задачей был захват противоположного берега, где находился противник. Во время этой операции очень много людей утонуло. После форсирования Одера полк был перекинут на Север, а затем на Восток. Когда война закончилась, полк располагался немного севернее Берлина. В 1945 году, после окончания войны, старики демобилизовались, а молодых отправили на учёбу…

До 1950 года я работал радистом в штабе Красной Армии, которая находилась в Германии. Наш полк входил в состав 2-го Белорусского фронта, который принимал участие в освобождении Беларуси. Демобилизовался в августе 1950 года. Вернулся в деревню Прощицы, женился. Здесь же, в Прощицкой начальной, а затем средней школе, проработал учителем труда и физической культуры 50 лет. В настоящее время живу в деревне Прощицы.

Записала Юлия Кисляченко, ученица 11 класса 

Борьба в тылу врага

Глазами партизанского врача (отрывки )

Иван Трофимович Соловей родился 27 июля 1917 года в деревне Городище Слуцкого района. В 1939 году окончил Минский медицинский институт. Во время оккупации И.Т. Соловью с женой и дочерью 2 августа 1943 года ушёл к партизанам. Отряд базировался в Любанском районе.

 Партизанский доктор И.Т. Соловей делал записки в короткие и очень редкие минуты отдыха. В них – описания боёв, партизанских операций, нет ни слова художественного вымысла. 1944 год
8 апреля. Поступил приказ – всем уходить на болото. Мне с ранеными и больными приказано двигаться на остров Зыслов, а оттуда – на болото в направлении урочища Ореховое. Погрузили больных и кое-какой скарб на две подводы и поехали. Прибыли на остров Зыслов, а там – ни одного человека не видно, не у кого спросить, в каком направлении находится Ореховое. Пошли по так называемой «дороге» в болоте, по которой раньше кто-то проехал. Лошади еле тянут повозки по жидкой грязи. Мы идём рядом по колено и выше в воде. На этой «дороге» много уже оставленных повозок, глубоко застрявших в грязи, так что и лошади не смогли их вытащить. То же случилось и с нашими повозками. Мы выпрягли лошадей, посадили на них больных и пошли дальше. На одной из брошенных повозок заметили какой-то груз. Интересно, что же там? Пошёл по пояс в воде и грязи к ней.  К моей радости, обнаружил буханки хлеба. Позвал более крепких больных и начал  передавать хлеб. Наконец вышли на островок. Было около девяти вечера.  Собрали  сухого орешника, разложили костёр. Начали отогреваться, просушивать одежду.  Постепенно все уснули. Мне же не до сна: вижу, на тех, кто сидит ближе к костру,  загорелась одежда. Гашу загоревшихся, оттягиваю их дальше, а других, что  дрожат от холода, подтягиваю ближе к костру. И так всю ночь.
 С рассветом разбудил всех больных (а до этого закипятил воду из снега), выдал каждому крупу, пшено (его было у нас около пуда) и сказал: «Варите кашу завтракайте, а я больше не выдержу, хочу спать». Многие удивились: «А разве вы не спали?». Лёг на мешок с оставшимся пшеном и уснул, как говорят, «мёртвым сном».
2 июля. Послали с группой партизан в Бокшицкий сельсовет (моя родина) для восстановления и организации советской власти. 

    Записки партизанского доктора передала в Бокшицкую школу его дочь – Валентина Ивановна Соловей.

Женщина-легенда   

Анастасия Яковлевна Уласевич родилась на Слуцкой земле, в деревне Прощицы, в 1920 году. Родители – обыкновенные землепашцы.

Окончив 7-летнюю Весейскую неполную среднюю школу, Анастасия поступила учиться в Слуцкий педтехникум.

Когда началась Великая Отечественная война, студенты техникума ещё сдавали экзамены. Выпускников сразу же посылали на работу, даже не выдав дипломов. Анастасия Яковлевна попала в деревню Михейки, где размещалась начальная школа. Год проработала там.

Анастасия Яковлевна была связной в партизанских группах: носила записки о нахождении немцев председателю колхоза в Прощицах Ивану Старинчику. Анастасия Яковлевна из Слуцка доставляла партизанам патроны, взрывчатку. Девушке в этом помогала сестра Мария. Партизанский отряд имел связь и с немецкой разведкой. Однажды в дом Анастасии Яковлевны приехали гестаповцы, но о том, что произошло, женщина так и не смогла рассказать…

Записала Валентина Степановна Шкудун,  педагог – организатор.

Дети из прифронтовых деревень и партизанских лагерей, из оккупированных городов и местечек. За ними не ухаживали патронажные медсестры из детских поликлиник. Фабричные профкомы не выписывали их родителям талоны на пальтишки и не выдавали путевки в пионерлагеря…

Ученики школы записали несколько историй, как они выживали в военное время.

Расстрелять нельзя, помиловать

Василевич Нина Ивановна (девичья фамилия Кот) родилась в 1934 году. Сейчас она проживает в деревне Городище. В семье Нины Ивановны было четверо детей. Она была самой старшей. Отца Нины Ивановны забрали на фронт, когда ей было 8 лет. С детьми осталась мама, дедушка и бабушка. Во время войны семья Нины Ивановны  жила в деревне в своём доме.

Отец Нины Ивановны был партийным человеком, за это полагалась смерть. Однажды в дом пришли немцы. Они погнали  семью к реке. Там уже стояли другие люди. Немцы выставили пленников около канавы. Напротив каждой семьи поставили пулемет. Было очень страшно. Вдруг увидели, что едет мотоцикл с коляской, в нем сидят 2 немца и староста деревни. Один немец сошел с мотоцикла, подошел к детям. Провел каждому пальцем по кончику носа. Отпустил всех домой. Семья провела  зиму и лето в своем доме.

Полицаи начали приезжать в деревню и палить  дома мирных жителей.  Этот случай вынудил переселиться. Дедушка запряг коня, семья уехала в лес. Там они прожили месяц. Позднее переехали в «Черное болото», поближе к  партизанам. Мамина сестра Ольга Ивановна Чаус была партизанкой. Она часто навещала, проносила еду, теплые вещи.

Через некоторое время появилась возможность жить в доме в чужой деревне. От тифа умерли бабушка и дедушка. Заболела мама, но поправилась. Явилась хозяйка дома. Эта женщина прятала в лесу корову. Мать  Нины Ивановны продала ей свою пуховую косынку за 2 литра молока для детей.

Вернувшись в родную деревню, семья жила вместе с беженцами под одной крышей. Однажды сосед засыпал картошку в котел, поставил вариться во дворе, чтобы покормить нас. Внезапно на конях подъехали партизаны.  Они долго ничего не ели. Картошку отдали гостям.

Отец Нины Ивановны не вернулся домой с фронта: пропал без вести.

Записали Татьяна Путято, Марина Мирончик-ученицы 11 класса 

Рассказ о потярянном детстве

Мария Антоновна Соловей родилась в 1928 году в крестьянской семье. Жила в деревне Гороховка. Ходила в Городищенскую школу. Продолжить образование ей помешала война.
          В войну было очень тяжело жить: не хватало продуктов питания, одежды.  Сестра Анастасия Яковлевна Уласевич была партизанской связной. Мария Антоновна, хоть и была еще подростком, помогала ей, как только могла.  Выполняла различные задания, постоянно рискуя жизнью. Приходилось доставлять оружие, передавать партизанам листовки. Сама запрягала коня и возила партизанам в лес винтовки, другое оружие. Однажды, когда несла листовки в лес, наткнулась на немца. Сумела убежать. Помнит Мария Антоновна случай, когда у пьяного немца, который заснул, стащила винтовку.

Куда не мог проникнуть взрослый, отправлялась  Мария.  В один из дней жизнь Марии висела буквально на волоске. Девочке  на тот момент было тринадцать лет. Ей нужно было доставить в соседнюю деревню семь самодельных гранат и листовки. Груз несла в корзине. Было очень страшно проходить мимо немцев. На мосту около деревни  Михейки  ее остановил немецкий патруль. Настроение у захватчиков было хорошее. Они играли на губной гармошке. Девочка по-немецки поздоровалась. Немец потрепал ее волосы, посмотрел на корзину и отпустил. Переборов  страх, Мария  доставила содержимое корзины учителю в  Михейковскую школу. Продолжать путь с наступлением темноты девочка не решилась и осталась ночевать в школе. Ночью возле школы немцы пели, разговаривали, шумели. Но на этот раз все окончилось  благополучно. Мария через  Михейковское кладбище, деревни Заполье, Городище вернулась домой.

Вспоминала Мария Антоновна Соловей о том, как  молодежь забирали в Германию. Спаслась она лишь благодаря тому, что пряталась. 

Многое она испытала и увидела за эти суровые годы оккупации. Рядом с деревней Гороховка был лес, в котором бывали партизаны. Немцы часто наведывались сюда, подвергали деревню воздушным атакам. Однажды девочка пошла доить корову, в это время налетели вражеские самолеты. Кружили очень низко, строчили из пулеметов по нашим партизанам-всадникам. Кто-то из партизан приказал Марии  лечь за кочкой, что и спасло ее от гибели. Страх был такой – не передать.

Записала  Василина Брановицкая, ученица 11 класса.