Советы классному руководителю

 

Работа классного руководителя по развитию и поддержке интеллектуально-творческих способностей учащихся

 

Образно говоря, школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс – отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик – это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические качества личности выпускника школы.

Хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду или как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Организационная культура школы и класса создаёт необходимые условия для того, чтобы её выпускники были подобны плодам из хорошего сада, в котором работает умный садовник.

Развитие одарённости и креативности у детей до недавнего времени считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти неуправляемым. Сегодня положение резко изменилось. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения и воспитания. Развитие таких детей в школе происходит по нескольким направлениям: развитие творческих способностей и общих интеллектуальных. Под общими интеллектуальными способностями понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. Под творческими же способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике (Н.К.Винокурова). В связи с этим в школьной практике есть смысл не только не разводить эти два направления, а работать в направлении их интеграции в одно – интеллектуально-творческое.

Известный советский психолог С.Л.Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека. Он считал, что наличие у человека интеллекта характеризует его поведение. Ядро интеллекта составляет способность индивида выделить в ситуации существенные свойства и привести своё поведение в соответствие с ними. Развитие интеллекта должно пониматься в широком смысле слова. Целью работы классного руководителя в этом направлении может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.

Как построить работу в этом направлении:

  1. изучить особенности в учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в учебной деятельности.
  2. на основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами-предметниками определить методы, приёмы, формы индивидуальной работы с учащимися как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
  3. коррекция.

Для этого можно предложить алгоритм создания «интеллектуального паспорта класса»:

  1. учебные интересы класса.
  2. отношение учащихся к процессу учения и к отдельным учебным предметам.
  3. степень работоспособности и организованности класса.
  4. степень развитости общеучебных умений и навыков детей.
  5. уровень интеллектуального развития учащихся класса.
  6. степень осознания учащимися класса необходимости интеллектуально-творческого развития.

Эта деятельность будет успешной при реализации принципов личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, которые определяют специфику педагогического анализа воспитательной работы классного руководителя. При личностно-ориентированном подходе акцент в аналитической деятельности делается на такие аспекты, как:

  • развитие личности ребёнка;
  • становление и проявление индивидуальных особенностей школьников;
  • личностные достижения учащихся;
  • формирование в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся;
  • функционирование системы медико-психологического и социально-педагогического обеспечения процесса развития школьников.

В плане воспитательной работы классного руководителя должно просматриваться моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нём. Эта модель предполагает совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Основными составляющими образа класса являются:

  • образ учащегося класса;
  • образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нём деятельности, общения и отношений;
  • представление о внешних связях и отношениях класса;
  • место и роль класса в школьном сообществе.

Исходя из выше сказанного, возможно построить такую образовательную систему, которая способствовала бы оптимальному развитию интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка, где бы актуальным стал лозунг «Школа для каждого».

Задача сводится к приспособлению к уровню развития каждого ученика и переводу его на более высокий уровень развития (воспитанность и обученность).

В любой деятельности можно целенаправленно формировать способности, для этого лишь необходимо создать условия и мотивировать школьника на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование.

Развитие способностей должно быть систематическим, сознательным, постепенно усложняющимся, достаточно трудным, но посильным, должно быть связано со стремлением, опирающимся на потребность ученика получить лучшие результаты и устранить ошибочные действия, выявленные в анализе промежуточных результатов, на постоянном переводе ребёнка из зоны его актуального в зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяет завтрашний день ребёнка, его реальные возможности, способности, творческий потенциал.

Непрерывный процесс творческого развития личности ребёнка включает в себя несколько этапов (по Н.П.Капустину).

 

этап

ступень

направление

Задача педагога, классного руководителя

Критерии результативности

1.Вхождение в «творчество»

1-4 классы

Создание у школьников представлений о творческой деятельности

Обучение учащихся умениям самостоятельной деятельности: целеполаганию, планированию, самоконтролю, самоанализу.

Сформированность этих умений на начальном этапе обеспечит проявление их возможностей на последующих этапах обучения.

2.Начало «творчества»

5-9 классы

Накопление учащимися умений самостоятельно получать знания и организовывать свою деятельность на основе развития их познавательных интересов.

Формирование умений конспектировать, слушать лекции, готовиться к самостоятельным работам, писать рефераты, творческие сочинения, прививать навыки исследовательской творческой деятельности.

Уровень готовности учащихся к саморегуляции и рефлексии. Введение разнообразных специальных курсов гуманитарного, естественнонаучного, технического направлений, обучают учебную ориентацию и способствуют пробуждению интеллектуального и творческого потенциала.

3.»Творчество»

10-11 классы

Ориентирует образовательный процесс на развитие готовности к личностному, профессиональному и мировоззренческому самоопределению, настойчивости и волевых усилий в поисках истины и её осмысления.

Формирование потребности учащихся в творческой и интеллектуальной деятельности способствуют индивидуальные программы саморазвития учащихся. Программы разрабатываются на основе диагностики реальных достижений школьников. В программы вносятся коррективы в соответствии с данными диагностики и мониторинга способностей учащихся.

Способность учащихся к саморазвитию, определению, самовоспитанию.

 

В обобщающей диагностике пользуются методом анализа продуктов творчества учеников в процессе их самостоятельной деятельности: художественно-эстетической, трудовой, учебной и т.д. Педагог создаёт условия для творчества школьников, организует творческие игры, ситуации, реальную деятельность. Например, если классному руководителю необходимо выявить трудовые и эстетические установки, он может использовать любые творческие задания. (После экскурсии можно поставить задачу – написать очерки, стихи, нарисовать картину и т.д.). Жанр, который ученики выбрали, может свидетельствовать об их интересах, содержание работ – раскрыть отношение к жизни, к людям, эмоционально-оценочный мир учеников. В такой деятельности обязательно должны быть отмечены лучшие работы. Если такая творческая деятельность учеников не эпизодична, то у классного руководителя может вырисоваться ещё одно интересное направление в работе с одарёнными учащимися – создание выставки работ одного ученика.

Движение ребёнка по ступеням творческого развития выстраивается на основе адаптивной образовательной системы. Фиксируют этот рост все участники образовательного процесса: сам ученик, его родители, учителя-предметники, классный руководитель, узкие специалисты, одноклассники. Творческий рост возможен там и тогда, когда происходит взаимное приспособление системы к ученику и ученика к системе в школе, а в социуме – среда помогает ребёнку усвоить новые образцы поведения, культуры, соответствующие повышенным требованиям самой среды.

Классный руководитель призван фиксировать малейшие изменения в ребёнке, в индивидуальной программе его развития. Подобная программа даёт возможность всем, кто имеет отношение к воздействию/взаимодействию на него в плане положительного влияния (определяет в первую очередь ученик и классный руководитель) распознать его индивидуальные особенности, учесть интересы, проявляющиеся способности, соотнести принимаемые педагогические меры с реальными условиями его жизни и развития. Такая программа является прогнозом развития и воспитания, а не регламентом действий педагогов (Н.Н.Яковлева).

Программа развития – симбиоз двух процессов: обучения и воспитания. Это и информация о формировании личности ребёнка (уровне сформированности у него определённых личностных качеств), а также степени и уровня обученности (овладение знаниями, умениями, которые дают ему возможность развить природные склонности, возможности, интересы). Программа должна сопровождаться системой психолого-педагогических рекомендаций по развитию тех качеств личности школьника, которые обеспечивают ему успехи в образовании и самоопределении.

В индивидуальной программе развития школьника предполагаются следующие разделы:

  1. краткая характеристика уровня обученности и воспитанности;
  2. ведущие субъекты воспитания и обучения;
  3. каналы положительного влияния;
  4. потенциально и реально негативные каналы влияния, пути минимизации подобного влияния;
  5. способности ребёнка;
  6. своеобразие и уникальность его личности;
  7. перспективы развития;
  8. помощь ребёнку в самовоспитании и коррекция характера и общения;
  9. помощь ребёнку в его социализации;
  10. помощь ребёнку в его интеллектуальном и творческом росте;
  11. констатация творческих и интеллектуальных достижений.

Образовательная программа для одарённых детей должна быть направлена на достижение нескольких целей:

1)        Должна предусматривать степень и меру самораскрытия одарённых учащихся.

2)        Границы успехов и достижений для каждого из них могут меняться в разные периоды времени.

3)        Удовлетворение потребностей в новой информации.

4)        Коммуникативная адаптация; в ходе обучения ребёнок должен совершенствовать свои умения общения, выполняя свои представления об изучаемом предмете в письменной или устной форме.

5)        Помощь им в самовыражении; большое значение здесь имеет развитие оценочного мышления, критического осознания окружающей действительности, способности самостоятельно производить операции выбора.

6)        Самопрезентация в отношениях; отношения сами по себе являются обобщением, усвоением способов реагирования на определённые ситуации, представлением себя в позитивном виде.

За период обучения ребёнка в школе будут происходить изменения в его личностном и творческом развитии. Эти изменения фиксируются в программе и корректируется дальнейшая индивидуальная работа.

Индивидуальные программы воспитания предполагают, что их реализация происходит как в процессе индивидуального общения педагогов с ребёнком, его родителями, так и в воспитательной работе, проводимой со всем классом. А в классе общаются и учатся дети с различным уровнем умственного, психического, физического, эстетического развития. В связи с этим классному руководителю необходимо владеть разнообразными методами и приёмами воспитательной работы.

В программе анализа воспитательного процесса в классе в разделе «Анализ развития учащихся класса» нужно отразить следующие аспекты:

  1. воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать какие факторы повлияли на это в большей мере).
  2. развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
  3. уровень знаний, умений, навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить в динамике).
  4. изменения в потребностно-мотивационной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, проявления «новых» потребностей школьников и т.п.).
  5. сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.
  6. изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной, экологической, физической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге – развитие культуры жизненного самоопределения).
  7. успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса.
  8. учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения, наиболее действенные приёмы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников).

Из этих общих направлений выбирается и анализируется информация по каждому отдельному ученику класса и вносится в его индивидуальную программу развития.

Для организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся классному руководителю можно порекомендовать составить «Карту организации творческой деятельности класса». Подобная карта предполагает наличие следующих форм и содержания деятельности: предметные недели и месячники, творческие мастерские, педагогические мастерские, творческие объединения учащихся, временные творческие коллективы, научно-практическое общество, конференции, разработка средств наглядности, работа с одарёнными учащимися по индивидуальным программам, олимпиады, подготовка и защита проектов, турниры, концерты, творческие вечера, конкурсы и т.д.