Советы

Учебно-исследовательская работа по истории: из методических рекомендаций для учителя и учащихся

Учебно-исследовательская работа представляет собой творческую работу, выполненную с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющую полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Учебно-исследовательская работа готовится по заданной теме. Тематика письменных работ разрабатывается преподавателями. Учащемуся предоставляется право самостоятельно выбрать тему исследовательской работы из списка тем, рекомендованных соответствующим преподавателем, или тема назначается преподавателем. При выборе темы работы учитывается ее актуальность, научная разработанность, наличие источниковой базы, а также опыт практической деятельности и начальные знания учащегося, и конечно личный интерес к выбору проблемы для анализа.
В процессе работы над исследовательской темой необходимо сформулировать цель исследования. Она обычно состоит в изучении определенных явлений.
В некоторых исследованиях полезно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, то есть подкрепляться источниками, фактическими данными и логическими соображениями.
Необходимо также поставить задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Например, в задачи учебно-исследовательской работы по теме «История женского образования в России в первой половине XIX века» входит:
- изучение научной литературы по теме работы;
- сбор материала о женских учебных заведениях первой половины XIX в.;
- определение этапов развития женского образования в первой половине XIX в.;
- анализ и характеристика содержания образовательного процесса в женских учебных заведениях.
Необходимо также выделить объект и предмет исследования. Объект исследования должен быть локализован (городище, архитектурный комплекс, партия, определенный социум, психологическая проблема и пр.).
В учебно-исследовательской работе должен присутствовать историографический обзор, то есть краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с современным состоянием области исследования, что вы ставите новые проблемы и задачи, а не «изобретаете велосипед», делаете то, что давно уже сделали до вас.
Исследование должно быть основано на изучении и анализе источников (не менее 5-10), которыми могут служить письменные документы (воспоминания, дневники, законы, указы, письма и пр.), вещественные памятники, и научной литературе по теме. Общее количество источников и научных статей, монографий должно быть не менее 10-15.
В работе должна присутствовать методика исследования, то есть способы изучения интересующего вас исторического события или явления.
Словом, в исследовательской работе должны присутствовать характерные поисковые признаки: постановка исследовательской проблемы, формулировка целей и задач, раскрытие содержания основных концепций, цитирование мнений некоторых специалистов по данной проблеме, текстовые дополнения в постраничных сносках или оформление специального словаря в приложении и т.п. При этом важно использовать личные картотеки выписок, справок.
Учебно-исследовательская работа имеет следующую структуру: титульный лист, план работы (оглавление), введение, основную часть, заключение и библиографический список источников и литературы.
Введение включает в себя: 1) актуальность темы; 2) анализ литературы по проблеме; 3) анализ состояния научной проблемы; 4) определение объекта и предмета исследования; 5) учебную исследовательскую цель; 6) задачи исследования (3-4 страницы).
В основной части на основе изучения источников и научной литературы рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к решению, излагается собственная позиция автора. Дается анализ изучаемой проблемы на примере конкретных фактов, событий.
В заключении тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, являться ответом на вопросы, поставленные в них. Положения и выводы также должны быть аргументированы и обоснованы. Объем заключения – 1-1,5 стр.
Библиографический список включает в себя перечень источников, которые изучались автором работы, и научной литературы по теме.
Возможны разные способы группировки материалов, включенных в библиографический список: алфавитная; в порядке упоминания литературы в тексте; по главам работы; систематическая; хронологическая; по видам источников и др.
В приложении дается вспомогательный материал: таблицы, документы, иллюстрации и другие материалы.
К учебно-исследовательской работе прилагается аннотация (0,5 стр.), в которой необходимо отразить:
– что нового получено в данной работе по сравнению с уже известными выводами;
– что сделано учащимся самостоятельно, а что в работе использовано в качестве выводов и результатов, полученных другими исследователями.
Объем учебно-исследовательской работы 15-25 страниц печатного текста в соответствии с общими требованиями оформления письменной творческой работы. На конференцию исследовательская работа представляется в форме 10-минутного доклада с мультимедийным презентационным сопровождением.
При оценке работы принимается во внимание следующее:
· Соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
· Наличие литературного обзора, его качество;
· Корректность методик исследований, наличие у авторов представлений о допущениях, производимых при реализации методики;
· Проблемность работы;
· Соответствие выводов полученным результатам;
· Культура оформления материалов. http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=86&showentry=3193