РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
1. Включайте в учебную деятельность поисковые и исследовательские ситуации, возможность импровизации, задачи со множеством правильных решений, предлагайте детям выдвигать новые оригинальные идеи или развивать уже имеющиеся, находить простые и сложные аналогии, выявлять связи и отношения между явлениями, предметами и событиями.
2. Хвалите одаренных детей. Похвала для них – гормон роста. Они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут.
3. Предлагайте одаренным ученикам участвовать в олимпиадах и конкурсах. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, получает опыт побед и поражений, который является чрезвычайно важным для его дальнейшего развития, делая психологически гибким и устойчивым.
4. Оказывайте эмоциональную поддержку, внимательно относитесь к их проблемам. Будьте доброжелательны и тактичны. Одаренные дети обладают повышенной эмоциональностью, чувствительностью, уязвимостью, способностью все принимать на свой счет. Критические замечания могут вызвать немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.
5. Будьте терпимы к проявлению самостоятельной позиции одаренного ребенка. Он может быть категоричен в суждениях, критичен по отношению к другим (и к себе), во всем опираться на собственное мнение и делать собственные выводы.
6. Способствуйте формированию эффективных навыков социального поведения.
- побуждайте одаренного ребенка к расширению его интересов, т.к. это поможет лучше изучить себя, обогатит его как личность, защитит от «зацикливания» и сделает интересным для других.
- способствуйте развитию таких качеств как щедрость, готовность помочь другим, терпение и терпимость, способность радоваться успехам других, менее способных сверстников.
- пресекайте желание возвыситься за счет других (чтобы подчеркнуть свой результат) через попытку обесценить достижения других, высказывая по отношению к ним иронию или презрительное отношение.
- включайте одаренного ребенка в общественную жизнь, поощряйте участие в общешкольных и классных мероприятиях.
7. Усиливайте в одаренных детях стремление к дальнейшему развитию, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений, к развитию целенаправленности, ответственности, трудолюбия и упорства, умения преодолевать трудности и находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств.
8. Одаренность не терпит застоя. Она существует лишь в постоянном движении, в развитии, в динамике. Это своего рода сад, который необходимо постоянно возделывать. Постоянно напоминайте об этом одаренным, талантливым детям.