Памятка учителю по работе с одаренным ребенком
- Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
- Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
- Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.
- На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся.
- Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
- Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше.
- Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
- Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
- Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
- Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.
- Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
- Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
- Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
- Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
- Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.
Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми
- Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
- Быть доброжелательным и чутким;
- Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
- Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
- Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
- Обладать чувством юмора;
- Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
- Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
- Стимулировать когнитивные способности учащихся.