Организация работы с талантливыми
и высокомотивированными учащимися
Одним из основных показателей качества образования является результативность участия школьников в интеллектуальных состязаниях.
Работу с талантливыми и высокомотивированными учащимися условно можно разделить на три основных блока:
• подготовка педагогов к работе с одаренными и высокомотивированными учащимися;
• организационно-методическое сопровождение предметных олимпиад, конкурсов, турниров и конференций;
• непосредственная работа с учащимися в течение года.
Работу с талантливыми и высокомотивированными учащимися следует вести по следующим направлениям:
• работа с учащимися, включенными в банк перспективного резерва согласно индивидуальным планам;
• работа в каникулярный период;
• оздоровление в профильных лагерях для талантливых и высокомотивированных учащихся в период летних каникул.
Работа учителя, прежде всего, начинается с поиска талантливых и высокомотивированных учащихся. Определив таких ребят, педагог должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью в современном интегрированном развитии общества, научить логически мыслить, обогатить познания, словарный запас, дать толчок творчеству, пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития одаренности.
Детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания, должно быть предложено более глубокое изучение тем в рамках избранного предмета на стимулирующих занятиях, дистанционное выполнение заданий.
Таким образом, работа с талантливыми и высокомотивированными учащимися, во-первых, должна быть системной, непрерывной, во- вторых, через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Особое внимание должно быть уделено обеспечению преемственности и организации работы с талантливыми и высокомотивированными учащимися между I, II и III ступенями.
Необходимо помнить, что учащиеся, принимающие активное участие в олимпиадах и других мероприятиях, а тем более добившиеся успеха, уделяют этому занятию очень много сил и времени. Часто ребята находятся в состоянии стресса. Ключевую роль в этой работе должны сыграть школьные педагоги-психологи. Необходимо правильно и своевременно обратить внимание на следующие психологические характеристики учащихся: высокий уровень самоорганизации, организации деятельности; высокую и устойчивую работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности; четкость, комбинаторность, нестандартность мышления; сформированность внутреннего плана действий; сформированность навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость. Здесь важную роль приобретает консультирование.
Педагог-психолог должен информировать об индивидуальных особенностях ребенка учителей, родителей, возможно, самого ребенка, помочь найти пути решения. Следует признать, что принятие родителями целей и методов развития талантов их детей – зачастую не менее существенный фактор успеха, чем готовность самих детей добиваться успеха.