Ответственность за порнографию

Принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию распространению порнографии и педофилии

Решение проблемы распространения порнографии является одним из основных направлений деятельности органов внутренних дел по противодействию торговле людьми и связанным с ней преступлениям.

С сожалением приходится констатировать, что в начале XXI века Республика Беларусь, как и многие другие государства, оказалась вовлеченной в эти негативные процессы. Особого внимания требует борьба с изготовлением и распространением детской порнографии, которые неразрывно связаны с торговлей детьми.

После вступления в силу 1 января 2001 года нового Уголовного кодекса Республики Беларусь ответственность за изготовление и распространение порнографии была установлена статьей 343 («Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера»), предусматривающей административную преюдицию, то есть виновный сначала привлекался к административной ответственности, и лишь при повторном совершении правонарушения – к уголовной. Максимальным наказанием было лишение свободы сроком до 4-х лет, в том числе за детскую порнографию.

В те годы количество возбужденных уголовных дел было незначительным, преобладали административные протоколы, которые также являлись и мерой профилактического воздействия. В среднем за год выявлялось 30-40 преступлений и составлялось около 200 протоколов.

Среди изготавливаемой и распространяемой порнопродукции преобладала печатная (журналы, плакаты, календари, фотографии). Поставки такой продукции в республику осуществлялись преимущественно из России (Москва, Санкт-Петербург) и Польши.

Борьба с распространением порнографии велась в комплексе с противодействием торговле людьми и связанным с ней преступлениям.

В 2001 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь была принята Государственная программа комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространению проституции на 2002–2007 годы, предусматривающая конкретные организационно-правовые, профилактические и практические мероприятия, в том числе по противодействию и искоренению детской порнографии.

Данная Государственная программа положила начало национальному плану действий по противодействию торговле людьми и связанным с ней преступлениям. В 2015 году было завершено выполнение Программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013–2015 годы (треть мероприятий Программы направлены на противодействие торговле людьми и детской порнографии). В настоящее время разработана аналогичная Программа на 2016–2018 годы, которая находится на рассмотрении Главы государства.

С 23 февраля 2002 года в Республике Беларусь вступил в силу Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

В данном документе содержится международно принятое понятие детской порнографии (любое изображение какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях).

Государства-участники Факультативного протокола обязуются запретить торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию. Кроме того, в документе выражается обеспокоенность растущими масштабами торговли детьми с целью изготовления порнографии, доступностью детской порнографии в Интернете и в рамках других развивающихся технологий.

Также в Факультативном протоколе обоснованно декларируется недопустимость препятствования сомнений в подлинном возрасте жертвы началу уголовного процесса, включая расследование с целью установления такого возраста.

Кроме того, с учетом актуальности вышеуказанных проблем в 2003 году Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и два дополняющих ее протокола.

В 2005 году с принятием Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления ответственности за торговлю людьми и иные, связанные с ней правонарушения» из статьи 343 УК исключена административная преюдиция, ужесточена уголовная ответственность за действия, связанные с изготовлением и распространением порнографических материалов. Квалифицирующим признаком стало изготовление порнографии с изображением несовершеннолетних, либо демонстрация им таких материалов.

Примерно в это же время значительная часть порнографических материалов переместилась в сеть Интернет. Печатная продукция распространяться практически перестала, основными носителями порнографии стали CD, DVD-диски, жесткие диски компьютеров и флэш-карты, а в дальнейшем – и мобильные телефоны, планшеты, другие «гаджеты».

Если в начале 2000-х годов с целью размноживания порнопродукции часто тиражировались диски, привезенные из-за рубежа, то в настоящее время в связи с активной работой правоохранительных органов уже невозможно встретить открытой продажи порнографической продукции на материальных носителях.

В основном распространителями порнографии копируется и тиражируется «клубничка», содержащаяся в сети Интернет.
С 2007–2008 годов в Беларуси начали выявляться случаи изготовления порнографической видеопродукции в подпольных студиях с привлечением белорусских «актеров». Этому способствовала мягкость ответственности за изготовление и распространение порнографии. Выявлялись также случаи привлечения несовершеннолетних для участия в порносъемках с последующим распространением такой продукции на специализированных платных сайтах.

Для эффективной борьбы со складывающимися негативными процессами в системе органов внутренних дел Беларуси была создана специализированная служба, включающая 3 уровня: республиканский, областной и районный. Служба состоит из оперативных подразделений, разделенных на два блока (первый – противодействие торговле людьми и распространению порнографии, второй – противодействие незаконному обороту наркотиков). В настоящее время указанная служба объединена в рамках главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД.

Кроме того, в структуре МВД Беларуси с 2001 года действует управление по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий, созданное в целях эффективной борьбы с преступлениями в сети Интернет, включая изготовление и распространение детской порнографии.

Благодаря своевременно принятым мерам в Беларуси пресечена деятельность нескольких международных организованных преступных групп, занимавшихся изготовлением и распространением детской порнографии, в том числе с использованием сети Интернет.

Ярким примером является пресечение в 2008 году деятельности организованной преступной группы, состоявшей из граждан России и Беларуси (установлено 6 человек), создавших сеть порностудий и на протяжении 2005–2008 годов занимавшихся изготовлением и размещением детской порнографии на платных сайтах. Преступный доход достигал 40-ка тысяч долларов США в неделю. Подтверждена легализация не менее 350 тысяч долларов США с использованием оффшорных компаний. Виновным назначены наказания в виде лишения свободы на сроки от 3-х до 7-ми лет. По предоставленной белорусской стороной информации в сентябре 2008 года на территории Украины задержан еще один член указанной преступной организации (гражданин Украины), занимавшийся подбором несовершеннолетних для участия в порносъемках. Положительный опыт работы белорусских правоохранительных органов в борьбе с изготовлением детской порнографии был широко освещен на украинском телевидении. Кроме того, были налажены прямые контакты с сотрудниками украинских правоохранительных органов, работающих в данной сфере.

Тенденция распространения детской порнографии является общемировой, поэтому МВД Беларуси не могло не предпринять решительные шаги, направленные на упреждение и недопущение развития такой ситуации в нашей стране.

В 2008 году была разработана редакция новой статьи Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за изготовление и распространение детской порнографии. С декабря 2008 года в Беларуси действует статья 3431 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего», предусматривающая максимальное наказание в виде 13 лет лишения свободы с конфискацией имущества (особо тяжкое преступление). Повышенная ответственность была введена и за изготовление и распространение порнопродукции в сети Интернет.

Ситуация, связанная с распространением порнографии, особенно детской, во «всемирной паутине», постоянно отслеживается.

В белорусском сегменте всемирной сети (домен «by») такие материалы практически отсутствуют. Как правило, порнографическая продукция размещается на американских и российских доменах.

В 2011 году в г. Лиде пресечена деятельность 2-х участников преступной группы, которые являлись администраторами более 30-ти порносайтов, в том числе с изображениями несовершеннолетних, размещаемых на зарубежных интернет-площадках. Возбуждено 13 уголовных дел. Все порносайты ликвидированы. Виновные осуждены к 3-м годам лишения свободы.

Все чаще для распространения порнографии, в том числе детской, используются социальные сети, в основном российские. Нередко доступность указанных сетей для несовершеннолетних превращает их в «моделей» для порносъемок. Для этого изготовителями порнографии могут использоваться различные ухищрения, в том числе возможность оставаться инкогнито и выдавать себя за любого другого человека.

В 2015 году в г. Слуцке задержан учащийся военизированного учебного заведения, который создал в соцсетях ряд аккаунтов от имени вымышленных девушек, от лица которых вступал в переписку с несовершеннолетними и малолетними пользовательницами, представляясь сотруднице популярного модельного агентства. В переписке преступник предлагал собеседницам сняться для модных изданий, в том числе в стиле «ню», а также для рекламы нижнего белья, за что обещал огромные суммы. Получив от девочки «пробные» фотографии в купальнике или с обнаженной грудью, а также паспортные данные якобы для анкеты, парень предлагал сняться для зарубежных порносайтов и прислать соответствующие фотографии для «кастинга». В случае отказала преступник, шантажируя собеседниц распространением их откровенных фото и переписки среди родных и знакомых, вынуждал их предоставить свои порнографические фотографии, которые затем распространял в соцсети. Возбужден ряд уголовных дел уголовное дело, ведется следствие.

Широко распространяются среди населения т.н. «пиринговые» (файлообменные) сети. Последние пользуются особой популярностью у любителей порнографии, в особенности – детской. Данные сети позволяют получать практически любой контент из раздающих папок других пользователей. Однако для этого, как правило, необходимо иметь и собственную раздающую папку, при попадании в которую любые материалы также становятся доступными остальным «заинтересованным». Таким образом человек, скачивающий порно в «пиринговой» сети, часто сам становится его распространителем. Нередко такие лица попадают и в поле зрения зарубежных правоохранительных органов.

Только в истекшем периоде 2016 года во взаимодействии с полицией Германии было выявлено 9 белорусских пользователей файлообменной сети «eDonkey», которые раздавали другим пользователям порнографические видеоматериалы с участием малолетних. В персональных компьютерах преступников обнаружено большие коллекции детской порнографии. Большинство – одинокие мужчины старше 30-ти лет. На данный момент в отношении троих из них возбуждены и расследуются уголовные дела.

В то же время наиболее высоким спросом пользуется порнопродукция, ранее не имевшаяся в Интернете. С этой целью преступниками создаются небольшие подпольные студии, где снимаются порнографические фото-, видеоматериалы с участием реальных «моделей». В штат таких студий входят фотографы, парикмахеры, визажисты, художники, программисты. «Актрисы» и «актеры» подбираются путем размещения объявлений в рекламных изданиях с приглашением на высокооплачиваемую «работу в модельном или рекламном бизнесе» либо по объявлениям на сайтах знакомств, а в некоторых случаях – среди действующих проституток, предлагающих услуги в сети Интернет. За небольшое вознаграждение подобранные лица занимаются поиском других «моделей» (знакомых, друзей, одноклассников, однокурсников). Наиболее ценятся «актеры» в возрасте от 14-ти до 18-ти лет. Преступники обещают, что запретные изображения на территории Беларуси никто не увидит, они будут размещены либо на платных сайтах, либо в базах данных модельных агентств, что в дальнейшем может поспособствовать карьере «модели». На самом деле за небольшую плату (от 10-ти до 50-ти долларов США за час съемок) создается множество снимков либо сюжетов с изображением девушки, которые размещаются в Интернете и приносят преступникам прибыль в десятки и сотни раз превосходящую затраты.

В 2015 году в г. Минске ликвидирована преступная группа с участием гражданки России, члены которой организовали на съемных квартирах сеть веб-порностудий, в которых подобранные преступниками девушки, преимущественно из числа студенток, посредством веб-камер демонстрировали посетителям контролируемых злоумышленниками платных сайтах свои гениталии и мастурбировали перед ними. За несколько месяцев преступный доход каждого злоумышленника успел составить десятки тысяч долларов США. Установлено не менее 10-ти «веб-актрис». Всем виновным назначены наказания в виде лишения свободы на 2,5 года.

Сегодня наблюдается тенденция роста количества выявляемых преступлений, связанных с изготовлением и распространением порнопродукции, в том числе в сети Интернет, а также детской порнографии. Ежегодно выявляются и привлекаются к уголовной несколько сотен распространителей порнографических материалов и несколько десятков распространителей детской порнографии в сети Интернет. Такой рост обусловлен прежде всего с усилением активности правоохранительных органов в борьбе с данным явлением.

В 2009 году подразделениями по противодействию торговле людьми МВД Беларуси было выявлено 157 преступлений, связанных с изготовлением и распространением порнопродукции, и 12, связанных с детской порнографией, в 2010 году – 207 и 11; в 2011 году – 238 и 36; в 2012 году – 213 и 40, в 2013 – 248 и 27, в 2014 году – 342 и 47, в 2015 году – 522 и 32, в 2016 – 761 и 107 соответственно. Всего с 2005 года правоохранительными органами Беларуси выявлено 3 661 преступление в сфере изготовления и распространения порнопродукции и детской порнографии.

В целом ситуация в рассматриваемой сфере не является критической и не выходит из-под контроля.

В то же время, если объемы «обычных» порнографических материалов не вызывают особой тревоги и не способны серьезно влиять на нравственное состояние белорусского общества, то складывающаяся ситуация относительно распространения детской порнографии, в особенности в сети Интернет, вызывает беспокойство, и не только в нашей стране, но и во всем мире. Поступающие от правоохранительных органов зарубежных государств по каналам Интерпола материалы и информация оперативного характера подтверждают, что увеличивается количество граждан Беларуси, занимающихся распространением порнографических изображений в сети Интернет.

Здесь необходимо отметить, что порно-бизнес в сети Интернет имеет четко выраженное национальное разделение специализации. Так, граждане Беларуси занимаются преимущественно созданием web-сайтов и так называемых «биллингов» (платежных систем), граждане России, Украины и Молдовы – поставкой детей для участия в порносъемках, Латвии – отмыванием преступных доходов, США – вебхостингом (размещением и продвижением сайтов).

С учетом широких возможностей «всемирной сети» производство и распространение такой продукции приобрели угрожающие масштабы и, как правило, являются преступными деяниями международного характера. С 1996 года количество детской порнографии в сети Интернет возросло на 2000%, а общее число веб-сайтов, предлагающих подобную продукцию, превышает 100 тысяч.

Большинство развитых стран мира, в первую очередь – европейских, стремятся принять эффективные превентивные уголовно-правовые меры, направленные на защиту общественной нравственности от посягательств на нее посредством распространения в сети Интернет и другими способами материалов порнографического содержания, а также по приведению национального законодательства в соответствии с требованиями, предъявляемыми мировым сообществом. МВД Беларуси изучено законодательство зарубежных государств в области борьбы с распространением порнографии, в том числе детской.

В нашей стране законодательно понятие «порнография» закреплено с 2007 года в постановлении Министерства культуры. Согласно этому документу «порнография – вульгарно-натуралистическая, омерзительно-циничная, непристойная фиксация половых сношений, самоцельная, умышленная демонстрация большей частью обнаженных гениталий, антиэстетичных сцен полового акта, сексуальных извращений, зарисовок с натуры, которые не соответствуют нравственным критериям, оскорбляют честь и достоинство личности, ставя ее на уровень проявлений животных инстинктов».

Этим же постановлением установлены запреты на нахождение несовершеннолетних лиц на территории торгового объекта, где осуществляется продажа продукции сексуального назначения, а также продажу несовершеннолетним и несовершеннолетними эротической продукции, продукции сексуального назначения или ознакомление несовершеннолетних лиц с указанной продукцией.

По инициативе МВД в 2012 году внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь, утверждающего положение об экспертизе порнографических материалов. Этим постановлением теперь законодательно закреплено понятие детской порнографии: «порнографические материалы или предметы порнографического характера с изображением несовершеннолетнего (это разновидность порнографических материалов или предметов порнографического характера, которая включает в себя материалы или предметы, содержащие любое изображение или описание ребенка либо воспринимающиеся как изображение или описание ребенка либо совершеннолетнего лица, имитирующего ребенка, совершающего реальные или смоделированные действия сексуального характера либо принимающего участие в совершении таких действий или в их имитации, либо реалистичное изображение, в том числе созданное с использованием анимации или электронной техники, образа ребенка, совершающего или участвующего в совершении действий сексуального характера, а равно любое изображение или описание половых органов ребенка в сексуальных целях)». Под ребенком здесь понимается физическое лицо до достижения им возраста 18-ти лет.

Таким образом белорусское законодательное понятие детской порнографии отвечает всем международным стандартам. В обосновании принятия именно такого определения были отражены следующие основные критерии, указывающие на пагубность детской порнографии: не имеет значения, являются ли половой акт и иные действия сексуального характера реальными или смоделированными, так как они способствуют и оправдывают сексуальное насилие над детьми, поскольку потребитель такой продукции использует ее для получения сексуального возбуждения; спрос на детскую порнографию дает почву для производства и может стимулировать потребителя к сексуальному насилию над детьми путем прямого контакта.

Следуя современным вызовам и угрозам, а также мировому опыту, МВД Беларуси продолжает активно инициировать и реализовывать новые меры по совершенствованию правовых и практических механизмов борьбы с порнографией.

В Законах Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» и «О правах ребенка» имеются положения о том, что должности, связанные с осуществлением воспитательных и учебных функций, постоянной работой с детьми, не могут занимать лица, ранее совершившие преступления, связанные с торговлей людьми, изготовлением и распространением порнографии, в том числе детской.

Кроме того, Закон «О противодействии торговле людьми» официально включил использование детей для порносъемок в группу преступлений, связанных с торговлей людьми.

С 2011 года в Международном учебном центре подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми на базе Академии МВД Беларуси регулярно проводятся специализированные курсы для сотрудников правоохранительных органов по теме «Противодействие детской порнографии в Интернете», где изучается не только национальная практика указанной деятельности, но и полезный опыт правоохранительных органов других государств.

Говоря о противодействии детской порнографии, нельзя не отметить и ставшую актуальной в республике проблему педофилии. Хоть данный вид противоправных деяний и не относится к преступлениям, связанным с торговлей людьми, зачастую он неразрывно взаимосвязан с использованием детей для порносъемок.

Если ранее борьба с преступлениями против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних была возложена на службу уголовного розыска и в некоторой степени – на инспекции по делам несовершеннолетних, то 2013 года выявление и раскрытие фактов педофилии, в особенности сопряженных с изготовлением детской порнографии, было возложено и на подразделения по противодействию торговле людьми.

С 2013 года только данными подразделениями было выявлено 657 преступлений в сфере педофилии, из них 373 (более половины) относятся к категориям тяжких и особо тяжких. При этом, как и в случае с порнографией, наблюдается рост количества таких преступлений, обусловленный в первую очередь активизацией работы органов внутренних дел.

В 2013 подразделениями по противодействию торговле людьми МВД Беларуси было выявлено 110 преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, из них 56 тяжких, в 2014 году – 116 и 69, в 2015 году – 219 и 126, в 2016 году – 338 и 193 соответственно.

С 2015 года по инициативе МВД Беларуси усилена уголовная ответственность за педофилию (с 5 до 10 лет лишения свободы) путем введения в статью 168 Уголовного кодекса «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» части 2, которая предусматривает повышенную ответственность за совершение таких действий лицом, ранее совершившим подобные преступления, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц.

Педофилия, как и любое другое негативное явление, постоянно принимает новые формы и образы. В условиях современности особую озабоченность вызывает все боле активное использование педофилами для подыскания будущих «жертв» возможностей сети Интернет. Слабо ограниченный доступ детей к сайтам знакомств и социальным сетям, как и в случае с «вымогателями» детской порнографии, а также определенная скрытность подростков дают возможность педофилам, не рискуя быть установленными, беспрепятственно общаться с объектами их сексуального интереса, «обрабатывать» их сознание с целью облегчения своих последующих противоправных действий.

В 2015 году в г. Заславле задержан неработающий столичный житель, обосновавшийся в близлежащем дачном массиве, который, используя вымышленные аккаунты в социальных сетях, под видом руководителя выдуманного им детского военно-патриотического лагеря, а также по совместительству «агента спецслужб», вступал в переписку с мальчиками школьного возраста и под предлогом «проверки мужественности и выносливости» завлекал в личные встречи в лесном массиве, где совершал с детьми насильственные действия сексуального характера. Изобличение и задержание педофила стало возможным исключительно благодаря тому, что очередной мальчик своевременно сообщил о переписке своему отцу, оказавшемуся сотрудником милиции. Установлено не менее 2-х жертв. Виновный приговорен к 11-ти годам лишения свободы.

В 2016 году пресечена противоправная деятельность жителя г. Минска, работавшего исполнительным директором крупного субъекта хозяйствования негосударственной формы собственности, который на протяжении 1,5 лет, используя вымышленные аккаунты в социальных сетях, вступал в переписку с девочками заведомо несовершеннолетнего возраста, в т.ч. малолетними, и предлагал им заниматься проституцией под его контролем, после чего под видом клиента сам вступал с ними в половую связь за денежное вознаграждение. В отношении последнего возбуждено 42 уголовных дела. По результатам рассмотрения уголовных дел судом злоумышленник приговорен к наказанию в виде 11 лет лишения свободы.

На завершающей стадии – прорабатываемый совместно с Парламентом вопрос о введении уголовной (административной) ответственности за коллекционирование детской порнографии, а также за так называемый «груминг» (психологическую подготовку детей к сексуальным отношениям посредством сети Интернет). В случае вступления предлагаемых нововведений в силу станет возможным выявление и пресечение противоправных действий сексуального характера в отношении детей на их начальной стадии, что позволит более эффективно предотвращать случаи физического покушения на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Под усиленным контролем контингент лиц, которым вверены воспитание или иные социальные обязанности в отношении детей.

В 2016 году в г. Минске задержан врач-онколог крупного медицинского учреждения, который на протяжении нескольких лет на официальных основаниях с полного ведома и согласия родителей вывозил группы малолетних и несовершеннолетних пациентов для реабилитации в Европу, где, вводя их в беспомощное положение сильнодействующими медицинскими препаратами, совершал с ним насильственные действия сексуального характера. Установлены десятки потерпевших детей. Возбуждено не менее 3-х уголовных дел, следствие продолжается.

В настоящее время в МВД Беларуси проработан вопрос целесообразности присоединения Республики Беларусь к Конвенции Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера от 25 октября 2007 года (в 2016 году подана повторная заявка). Присоединение к упомянутой Конвенции не повлечет ущемления интересов Беларуси и будет содействовать развитию договорно-правовой базы сотрудничества республики с государствами-членами Совета Европы, развитию системы защиты детей от насилия, повышению эффективности выявления насилия над детьми, а также внедрения международной практики организации досудебного и судебного процесса с участием несовершеннолетних потерпевших (свидетелей).

Следует отметить, что для Республики Беларусь распространение порнографической продукции, в особенности с участием детей, по своей опасности стоит в одном ряду с торговлей людьми и расценивается как вызов обществу, угрожающий национальной безопасности и несущий такие разрушительные последствия, как рост преступности, насилия, ослабление социального и культурного потенциалов государства, разрушение семей, распространение опасных болезней, а также в конечном итоге – расширение масштабов организованной преступности.

Чтобы противостоять этим негативным явлениям, необходимо усилие не только правоохранительных, но и других государственных органов, а также институтов гражданского общества.


Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции 
Министерства внутренних дел Республики Беларусь