Рекомендации по написанию работ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Одна из целей преподавания истории – формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Но зачастую выпускники школ не умеют видеть действие тех законов, которые изучили в школе, не всегда умеют применить знания.   

Одна из причин существования данной проблемы является пассивная позиция ученика в процессе обучения. Это результат большой информационной перегрузки программ. Учителю зачастую некогда вести совместный поиск научных истин в форме уроков-семинаров, диалогов и т.д.

Вместе с тем в последние годы большое внимание уделяется организации научной работы старшеклассников.

Написание научной работы дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль  учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения.

Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной работы в вузе и в научной карьере. Опыт такой работы также пригодиться тем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера ( отчетов, справок, докладов и т.д., что сегодня востребовано на любом интеллектуальном поприще.

Ученик убеждается, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность.

 

Этапы написания работ:

-         выбор  и формулировка темы в самом общем виде;

-         подбор источников и литературы;

-         чтение, конспектирование, анализ источников и литературы;

-         написание плана;

-         уточнение темы;

-         написание работы;

-         рецензирование работы другим учителем;

-         предварительное выступление с работой перед знакомой аудиторией;

-         публичное выступление.

 

Традиционная структура научной работы:

 

- Введение (формулируется тема, проблемы, цели и задачи исследования).

- Основная часть: (описывается собственно исследование);

-   Заключение (делаются выводы, даются ответы на поставленные во     Введении вопросы)

В ход работы могут несколько измениться  цели и задачи.

Выбор темы:

Должна быть узкой и глобальной одновременно;

Может быть цель написания работы: сделать обзор и анализ научной работы или нескольких научных работ.

Может быть анализ какого-то конкретного научного текста

( исторического источника) с привлечением разных комментариев и научной литературы.

 

В исследовательской работе ученик может:

-         самостоятельно сформулировать вопросы, которые он считает важными;

-         выбрать двух-трех собеседников – историков или источники:

-         самостоятельно сравнивать, сопоставлять или анализировать как данные источников, так и содержание исторической литературы;

-         грамотно, адекватно по поставленным вопросам делать выводы, правильно применять термины и понятия, не повторяя чужие слова и оценки.

   Сама по себе работа по истории никогда  не бывает чисто исторической. Исследователь  должен понимать и основы экономики, религии, философии и т.д.

(Н.В.Бартенева, О.Л. Дворникова. Научно-исследовательская работа учащихся.)     См. преподавание истории в школе №3 2005)

Примерные направления исследовательской работы:

  1. История семьи. (Именно через историю семьи,  свидетельство близких людей легче

      понять и представить себе прошлое своей страны.)

  1. Личность и общество.
  2. Человек и власть (темы 2-3 заставляют задуматься, что значит в сегодняшней нашей жизни свобода, право, человеческое достоинство.  Учащиеся не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над обществом в целом. Интересно найти свидетельства того, как люди отстаивали свои гражданские права и духовную свободу)
  3. Свои – чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения. ( Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям. Важно исследовать исторические корни проблемы: кто и при каких условиях становился «чужим» в вашей местности в ту или иную эпоху.)
  4. Человек и малая родина (интересно проследить историю какого-либо здания, памятника, улицы, музея и т.д. Или значимое событие из жизни вашего населенного пункта, дополненное архивными документами.  Улицы, здания, памятники должны быть связаны с конкретными историческими судьбами. Интересны детали быта, описания культурной среды, конкретные примеры языковой лексики.)
  5. Судьба человека в истории Беларуси ХХ века ( это может быть история чьей-либо жизни или история семьи, основанная на воспоминаниях, семейных документах, фотографиях.
  6. Причины, повод, итог такого социального явления как революция по работе П. Сорокина « Социология и революция» и анализ ситуации в СССР 1991 г. по учебникам истории»
  7. Отношение различных общественных слоев к революции…

                         

Работа может быть посвящена любой другой теме.

Исторические источники:

Устные свидетельства, материалы архивов, дневники, воспоминания, статьи, подшивки газет и т.д. Документы необходимо  тщательно прокомментировать, подвергнуть критическому анализу.

Документы, фотографии, видеозаписи служат  приложением к тесту.

 ( См. Преподавание истории в школе. № 5 2005)

 

Алгоритм  работы:

1 Подготовка уч-ся к работе над проектом

2. Выбор проблемы

3. Сбор и анализ информации

4. Разработка собственного варианта решения проблемы

5. Реализация собственного плана действий

-         Обращение к заинтересованным лицам, организациям, социальная переписка

-         Собственное участие

6. Составление портфолио

7. Презентация

8. Рефлексия

Необходимо:

Изучить нормативную базу, литературу по проблеме

Социологические опросы населения

Анализ материалов СМИ

Встречи, интервью