Изучение профессиональных намерений старшеклассников
Метод позволяет определить готовность к выбору профессии (Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович, 1988), что характеризуется внутренней осознанностью самого факта выбора, определенностью профессиональных интересов, осведомленностью учащегося и оценкой своих способностей, а также знаниями о том, какие физические и психологические требования к человеку предъявляет выбранная профессия.
Каждому ученику предлагается ответить на следующие вопросы:
Анкета
1.Чем Вы думаете заняться после окончания школы (нужное подчеркнуть)?
а) продолжить учебу в ВУЗе (каком?);
б) поступить в СПТУ, техникум, среднее специальное учебное заведение?;
в) пойти работать на производство (какое?);
г) совмещать работу (какую?) с учебой (какой?);
д) не знаю, чем буду заниматься.
2. Какой профессии, специальности Вы бы хотели посвятить себя?
3. Какие требования, по Вашему мнению, эта профессия предъявляет к человеку (нужное подчеркнуть)?
а) необходимы знания, умения, навыки;
б) необходимы общие качества личности;
в) необходимы специальные качества личности.
4. Какие требования предъявляет выбранная Вами профессия к здоровью человека? Как Вы оцениваете Вашу профессиональную пригодность по состоянию здоровья?
5. Как Вы представляете себе условия работы по выбранной профессии?
6. Как Вы готовите себя к выбранной профессии (нужное подчеркнуть)?
а) работаете над развитием системы знаний, умений и навыков, необходимых для этой профессии;
б) воспитываете у себя общие положительные качества (трудолюбие, самостоятельность в труде, настойчивость и т. п.);
в) развиваете специальные качества, необходимые для выбранной профессии.
7. Где Вы проверяете свои профессиональные качества (нужное подчеркнуть)?
а) в школе на уроках;
б) в кружках;
в) во внешкольных учреждениях;
г) самостоятельно дома;
д) не проверял.
8. Знаете ли Вы, где можно получить подготовку к выбранной профессии?
9. Где Вы читали о выбранной профессии (нужное подчеркнуть)?
а) в художественной литературе;
б) в научно – популярной;
в специальной.
10. С кем Вы беседовали о выбранной профессии (нужное подчеркнуть)?
а) с учителями;
б) с родителями;
в) с родственниками;
г) с товарищами – сверстниками;
д) со старшими товарищами, знающими эту профессию;
е) ни с кем не беседовал.
11. Знаете ли Вы, что к выбранной профессии имеются близкие, родственные, которыми Вы могли бы овладеть? Если знаете, назовите их.
12. Когда Вы выбрали профессию? Происходили ли изменения в Вашем выборе? По каким причинам Вы меняли свой выбор?
13. Если Вы до сих пор не выбрали профессию, то по каким причинам?
14. Выше решение о выборе данной профессии окончательно, или Вы еще можете передумать?
15. Кто оказал на Вас наибольшее влияние при выборе профессии (нужное подчеркнуть)?
а) родители;
б) учителя;
в) работники производства;
г) кто-то другой.
16. На что Вы ориентировались, выбирая профессию (нужное подчеркнуть)?
а) принести пользу обществу;
б) это профессия престижна;
в) хорошая зарплата;
г) интересная и содержательная работа;
д) работа, соответствующая моим возможностям.
17. Что, по Вашему мнению, необходимо, чтобы быть хорошим специалистом (нужное подчеркнуть)?
а) поработать на производстве;
б) закончить ПТУ;
в) закончить техникум;
г) закончить ВУЗ;
д) попробовать себя в выбранной профессии.
18. Какие материалы и по какой профессии Вы хотели бы иметь в своей школе (библиотеке)?
19. На каких уроках учителя рассказывают о профессиях и как часто?
20. Какие экскурсии на производство Вам больше всего понравились?
21. Какие замечания возникли у Вас после экскурсии (нужное подчеркнуть)?
а) по организации труда;
б) по беседе о профессии;
в) по условиям производства;
г) по показу технологических процессов;
д) другие замечания.
22. Сколько за последний год было встреч с ветеранами труда и какие из них вызвали у Вас наибольший интерес?
23. Как Вы предпочитаете работать (нужное подчеркнуть)?
а) индивидуально;
б) с товарищами;
в) в бригаде.
24. Кем Вы хотели бы быть в бригаде (нужное подчеркнуть)?
а) исполнителем;
б) организатором.
25. В каких предметных кружках Вы принимаете участие? В каких еще хотели бы заниматься в школе и вне школы?
26. В каких факультативных занятиях Вы принимаете участие или хотели бы участвовать?
27. Какой областью знаний и умений Вы увлекаетесь (нужное подчеркнуть)?
а) о природе;
б) о науке;
в) об искусстве;
г) о техники;
д) о человеке.
Качественный анализ ответов даст сведения:
- об общих жизненных планах учащихся (вопросы 1, 16, 17, 27);
- об увлечениях и профессиональных намерениях (вопросы 2,11, 12,13, 20, 23, 24, 25, 26);
- о наличии у школьников знаний о выбранных профессиях (вопросы 3, 4, 5, 11);
- об оценке школьниками своей пригодности к выбранной профессии (вопросы 7, 14);
- об оценке старшеклассниками своего профессионального самоопределения (вопросы 6, 8, 9, 10, 15, 18, 21, 22).