Методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник) Е.А.Климова
В основу опросника положен принцип деления всех существующих профессий на пять типов по предмету труда или объектам, с которыми взаимодействует человек в процессе труда.
Типы профессий
|
Предметы труда (то, с чем имеет дело человек в своей работе, объект, на который направлено его воздействие) |
«человек – природа» | Земля, лес, вода, животный мир, растительный мир, атмосфера, полезные ископаемые, микроорганизмы |
«человек – человек» | Люди, группы, коллективы, неорганизованный поток людей (ученики класса, группы экскурсантов, пассажиры поезда, покупатели, заказчики) |
«человек – техника» | Машины, механизмы, агрегаты, технические системы, транспортные средства, техника. |
«человек – знаковая система» | Тексты на русском и иностранном языках, цифры, числа, буквы, деньги, карты, схемы, чертежи, формулы, коды, звуковые сигналы |
«человек – художественный образ» | Художественные образы и их элементы, произведения литературы, искусства, эстетика условий быта, отдыха, труда, отношений |
Первую группу составляют профессии типа человек-природа ,где объектами являются земля, лес, вода, животный мир, растительный мир, атмосфера, полезные ископаемые, микроорганизмы. Сюда входят такие профессии, как ветеринар, лесник, садовод, микробиолог и т.д.
Вторую группу составляют профессии типа человек – техника, объектом труда служат технические системы, машины, механизмы, транспортные средства, техника. Такими профессиями являются: шофёр, слесарь, инженер, токарь и т.д.
Третью группу образуют профессии типа человек – человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности – медицина, педагогика, сфера обслуживания, юриспруденция и т.д.
Четвёртую группу составляют профессии типа человек – знаковая система. Объектами являются цифры, числа, буквы, схемы, карты, коды, чертежи, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, экономисты, переводчики и т.д.
Пятую группу составляют профессии типа человек – художественный образ. Объектом труда являются литература, живопись, искусство. Сюда входят такие профессии, как артист, писатель, художник, музыкант, искусствовед и т.д.
Классификатор профессий
| Характер труда |
|
Предмет труда | Алгоритмические (исполнительные) профессии | Эвристические (творческие) профессии |
Человек - человек | агент официант
акушерка приёмщик заказов буфетчик продавец бармен регистратор
гардеробщик санитар горничная социальный работник киоскер фельдшер милиционер швейцар экспедитор медсестра няня
| врач инспектор по кадрам менеджер методист по дошкольному воспитанию преподаватель психолог референт тренер – преподаватель учитель юрисконсульт |
Человек - техника | автоматчик монтажник автоспециалист монтер авиаспециалист моторист аппаратчик наладчик арматурщик намотчик асфальтобетонщик оптик бурильщик обработчик вальцовщик оператор водитель ремонтник гальваник слесарь газоэлектросварщик столяр жестянщик станочник заправщик токарь заточник техник каменщик формовщик кочегар фрезеровщик кузнец часовщик маляр швея машинист шлифовальщик механик штамповщик | инженер испытатель двигателей контролер технолог |
Человек – знаковая система | дозировщик изготовитель плат кассир машинистка наборщик печатник телефонист телеграфист
| архивист бухгалтер геодезист корректор маркетолог математик переводчик рентгенолог сортировщик статистик топограф товаровед экономист
|
Человек – художественный образ | гравер осветитель закройщик парикмахер конферансье портной модельщик ретушер мебельщик фотограф | артист архитектор художник |
Человек - природа | зоолаборант кинолог озеленитель рабочий зеленого строительства | биолог физик химик |
Инструкция к ДДО: «Предположим, что после соответсвующего обучения вы сможете выполнять любую работу. А если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Вариант вашего ответа обведите кружком в бланке ответа».
При обработке результатов в каждом из пяти вертикальных столбцов нужно подсчитать сумму обведенных кружков
Ключ и бланк испытуемого к методике ДДО
| группа | профессий |
|
|
Человек – природа | Человек - техника | Человек - человек | Человек – знаковая система | Человек – художественный образ |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а |
| 6б |
| 7а |
| 7б | 8а |
| 8б |
| 9а |
| 9б |
|
10а |
|
| 10б |
|
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а |
| 16б |
| 17а |
| 17б | 18а |
| 18б |
| 19а |
| 19б |
|
20а |
|
| 20б |
|
Максимальные суммы кружков в тех или иных столбцах указывают на направленность соответствующей области профессиональной деятельности.
Инструкция:
Необходимо в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
1а ухаживать за животными | или | 1б обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а помогать больным | или | 2б составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3а следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | или | 3б следить за состоянием , развитием растений |
4а обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.д.) | или | 4б доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а обсуждать научно-популярные книги, статьи | или | 5б обсуждать художественные книги (пьесы, концерты) |
6а выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | или | 6б тренировать товарищей (младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а копировать рисунки, изображения (настраивать музыкальные инструменты) | или | 7б управлять каким-либо грузовым \подъемным (транспортным) средством |
8а сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии) | или | 8б оформлять выставки, витрины (участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | или | 9б искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а лечить животных | или | 10б выполнять вычисления, расчеты
|
11а выводить новые сорта растений | или | 11б конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.д.) |
12а разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | или | 12б разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | или | 13б наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | или | 14б оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д. |
15а художественно описывать, изображать события ( наблюдаемые и представляемые) | или | 15б составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.д. |
16а делать лабораторные анализы в больнице | или | 16б принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а красить, расписывать стены помещений, поверхность изделий | или | 17б осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи и т.п. | или | 18б играть на сцене , принимать участие в концертах |
19а изготовлять по чертежам детали, изделия ( машины, одежду) | или | 19б заниматься черчением, копировать чертежи, карт |
20а вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | или | 20б работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Бланк ответов
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а |
| 6б |
| 7а |
| 7б | 8а |
| 8б |
| 9а |
| 9б |
|
10а |
|
| 10б |
|
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а |
| 16б |
| 17а |
| 17б | 18а |
| 18б |
| 19а |
| 19б |
|
20а |
|
| 20б |
|