РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Одна из целей преподавания истории – формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Но зачастую выпускники школ не умеют видеть действие тех законов, которые изучили в школе, не всегда умеют применить знания.
Одна из причин существования данной проблемы является пассивная позиция ученика в процессе обучения. Это результат большой информационной перегрузки программ. Учителю зачастую некогда вести совместный поиск научных истин в форме уроков-семинаров, диалогов и т.д.
Вместе с тем в последние годы большое внимание уделяется организации научной работы старшеклассников.
Написание научной работы дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения.
Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной работы в вузе и в научной карьере. Опыт такой работы также пригодиться тем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера ( отчетов, справок, докладов и т.д., что сегодня востребовано на любом интеллектуальном поприще.
Ученик убеждается, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность.
Этапы написания работ:
- выбор и формулировка темы в самом общем виде;
- подбор источников и литературы;
- чтение, конспектирование, анализ источников и литературы;
- написание плана;
- уточнение темы;
- написание работы;
- рецензирование работы другим учителем;
- предварительное выступление с работой перед знакомой аудиторией;
- публичное выступление.
Традиционная структура научной работы:
- Введение (формулируется тема, проблемы, цели и задачи исследования).
- Основная часть: (описывается собственно исследование);
- Заключение (делаются выводы, даются ответы на поставленные во Введении вопросы)
В ход работы могут несколько измениться цели и задачи.
Выбор темы:
Должна быть узкой и глобальной одновременно;
Может быть цель написания работы: сделать обзор и анализ научной работы или нескольких научных работ.
Может быть анализ какого-то конкретного научного текста
( исторического источника) с привлечением разных комментариев и научной литературы.
В исследовательской работе ученик может:
- самостоятельно сформулировать вопросы, которые он считает важными;
- выбрать двух-трех собеседников – историков или источники:
- самостоятельно сравнивать, сопоставлять или анализировать как данные источников, так и содержание исторической литературы;
- грамотно, адекватно по поставленным вопросам делать выводы, правильно применять термины и понятия, не повторяя чужие слова и оценки.
Сама по себе работа по истории никогда не бывает чисто исторической. Исследователь должен понимать и основы экономики, религии, философии и т.д.
(Н.В.Бартенева, О.Л. Дворникова. Научно-исследовательская работа учащихся.) См. преподавание истории в школе №3 2005)
Примерные направления исследовательской работы:
- История семьи. (Именно через историю семьи, свидетельство близких людей легче
понять и представить себе прошлое своей страны.)
- Личность и общество.
- Человек и власть (темы 2-3 заставляют задуматься, что значит в сегодняшней нашей жизни свобода, право, человеческое достоинство. Учащиеся не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над обществом в целом. Интересно найти свидетельства того, как люди отстаивали свои гражданские права и духовную свободу)
- Свои – чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения. ( Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям. Важно исследовать исторические корни проблемы: кто и при каких условиях становился «чужим» в вашей местности в ту или иную эпоху.)
- Человек и малая родина (интересно проследить историю какого-либо здания, памятника, улицы, музея и т.д. Или значимое событие из жизни вашего населенного пункта, дополненное архивными документами. Улицы, здания, памятники должны быть связаны с конкретными историческими судьбами. Интересны детали быта, описания культурной среды, конкретные примеры языковой лексики.)
- Судьба человека в истории Беларуси ХХ века ( это может быть история чьей-либо жизни или история семьи, основанная на воспоминаниях, семейных документах, фотографиях.
- Причины, повод, итог такого социального явления как революция по работе П. Сорокина « Социология и революция» и анализ ситуации в СССР 1991 г. по учебникам истории»
- Отношение различных общественных слоев к революции…
Работа может быть посвящена любой другой теме.
Исторические источники:
Устные свидетельства, материалы архивов, дневники, воспоминания, статьи, подшивки газет и т.д. Документы необходимо тщательно прокомментировать, подвергнуть критическому анализу.
Документы, фотографии, видеозаписи служат приложением к тесту.
( См. Преподавание истории в школе. № 5 2005)
Алгоритм работы:
1 Подготовка уч-ся к работе над проектом
2. Выбор проблемы
3. Сбор и анализ информации
4. Разработка собственного варианта решения проблемы
5. Реализация собственного плана действий
- Обращение к заинтересованным лицам, организациям, социальная переписка
- Собственное участие
6. Составление портфолио
7. Презентация
8. Рефлексия
Необходимо:
Изучить нормативную базу, литературу по проблеме
Социологические опросы населения
Анализ материалов СМИ
Встречи, интервью